Изменения в правилах расчета ремонта по страховке

Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 11.08.2022 N32-од «Об изменении приказа Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14 сентября 2004 г. N 30-од» были внесены изменения в Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Изменения в правилах расчета ремонта

   Часть вторая пункта 5 дополнена предложением следующего содержания: «При этом, если стоимость использованной при данном ремонте части, находившейся в употреблении или бывшей в эксплуатации, превышает стоимость идентичной (аналогичной) новой части, содержащейся в базе данных программного обеспечения по ремонту ТС, за вычетом стоимости обновления с учетом налога на добавленную стоимость, то при перерасчете стоимости ремонта, определенного на основании расчета, стоимость замененной части определяется как стоимость идентичной (аналогичной) новой части, содержащейся в базе данных программного обеспечения по ремонту ТС, за вычетом стоимости обновления с учетом налога на добавленную стоимость на день наступления страхового случая»

 Как же это отразилось на потерпевших по договорам обязательного страхования гражданской ответственности (а в некоторых случаях и по договорам «КАСКО», когда выплата производится по калькуляции).  А также тех  к кому заявлены требования в порядке суброгации или регресса.

Было

До внесения указанных выше изменений в Правила, чтобы получить максимальную выплату,  нужно было следовать следующей инструкции:

—  оформить ДТП с вызовом ГАИ;

— обратиться в страховую (свою или второго участника);

— пройти осмотры и оценку у эксперта от страховой;

—  заказать запчасти и сделать ремонт, за который изначально нужно платить самому владельцу (возврат денег страховой происходил после).

Все вопросы возникали на стадии замены повреждённых деталей. Существовала дилемма устанавливать новые детали или более дешевые б/у.

Многие мастера на СТО советовали не покупать новые детали, потому что  из их стоимости вычитали «процент износа» (кроме тормозной системы, рулевого управления и других позиций, влияющих на безопасность ТС).

Так ранее при установке б/у деталей, возмещение затрат часто получалось более выгодным. Ведь при «чуть-чуть» б/у деталях износ не учитывался.  При этом  автовладелец фактически получал деталь хорошего качества и улучшал повреждённый автомобиль с возмещением затрат. Были обоснованные основания считать, что деталь была б/у только по документам.

После внесения изменения в приказ эта «лазейка» стала недоступна.  

Как стало. Простыми словами

Теперь если стоимость б/у детали превышает стоимость идентичной новой за вычетом обновления + НДС, то рассчитывать её будут по специальной базе данных. В этой базе  данных большинство запчастей идет по «заниженное» цене в отличие от рыночной. По новым правилам  потерпевшие  зачастую не смогут получить от страховой 100% потраченных на ремонт денег, даже если  в ходе ремонта использовались б/у запчасти.

Базы данных формируются не страховщиками, а  поставщиками ПО. Именно они занимаются анализом стоимости запчастей и сбором информации. Также не последнее значение для определения стоимости деталей имеет экономическая ситуация, которая меняется быстрее, чем обновляется справочник. Нередко справочники актуализируются  не своевременно и указанные в них цены могут не соответствовать реальности.

Например: при покупке  запчастей б/у, страховая компания возмещала 100% стоимости детали. У машин старше 10 лет износ порой мог достигать 70%, значит у новой фары стоимостью 100у.е. — износ составляет 70% таким образом страховая выплата составит 30 у.е. А раньше ставили «почти» б/у деталь за 100у.е., то получали по факту ремонта полное возмещение за нее.

Судебная практика

По договорам «КАСКО» страховщики, и с большой долей вероятности суды, будут руководствоваться положениями Правил страхования.

По договорам обязательного страхования страховщики и Белорусское бюро по  транспортному страхованию будут исходить из принятых изменений.   Судебная практика из-за незначительного срока действия дополнений не сформировалась, но не исключено, что суды будут взыскивать страховое возмещение исходя из фактической стоимости б/у деталей,  руководствуясь Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности».

 

Принятые изменения начали действовать с — 14.08.2022 года, следовательно,  по всем ДТП которые произошли до указанной даты определение вреда, выплата страхового возмещения будет производиться в соответствии с  прежней редакцией положения. Также не будут уменьшены и регрессные требования по ранее проведённым выплатам.

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
Call Now Button